Основание форта Лазаревское - начало истории курорта
Прошлое нашего курорта начинается с основания форта, задачей которого было препятствовать насильственному вмешательству Англии и Турции в жизнь Народов проживающих на территории Северного Кавказа и Российской Империи. В 1837 году по приказу Николая I от Анапы до Поти сооружается береговая линия, призванная, по соглашению со старейшинами Адыгов, препятствовать влиянию крупных портовых держав, на кавказских горцев, прежде всего Англии и Турции.
Командующий войсками кавказской линии Вельяминов рекомендовал возводить казачьи станицы в горах, считая их более действенными, но государь настоял на своем. Князь Варшавский и И.Ф. Паскевич, поддерживают предложение императора. Начальником Черноморской береговой линии назначили генерал-майора Н.Н. Раевского-Младшего. Под его руководством стремительно началось строительство укреплений: Новотроицкого, Михайловского, Тенгинского, Святого духа, Новороссийского, Навагинского...
Несмотря на усиленную мирную дипломатическую миссию России призванную защитить Доступ к границам с Юга через Чёрное море и Кавказ, от англо-турецкой колонизации, среди Адыгов нашлись и те, которые не смирились ни с чьими условиями, осмелевшись выйти против вооруженных огнестрелом солдат: "При высадке десанта в долину из леса выбежали Убыхи, они пытались на конях и с саблями препятствовать действиям десанта, и нужно признать нанесли серьёзный урон, прежде чем осознали беспомощность холодного оружия против огнестрельного: - "На земле вповалку лежали раненные солдаты, наблюдать за их мучениями, слышать их стоны было тяжело".
В скором времени часть отряда перебралась в устье реки Псезуапсе, где началось строительство форта Лазаревского. Гарнизоны укреплений были немногочисленны. Малярия и цинга, тиф и простуда сотнями выкашивали людей, возводивших в те далекие годы фундамент прекрасного сегодня курорта.
Отважным первопроходцам Лазаревское предстал в виде непроходимых зарослей и болот, ни что не испугало и не остановило их.
В этом событии принимали участие декабристы: Раевский, Нарышкин, Назимов, Лихарев, Игельстром, Лорер и др. Здесь завершил свой земной путь Великий поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский, автор крылатых стихов:
Из искры возгорится Пламя,
И просвещенный наш Народ
Сберётся под Святое Знамя!
Существенный вклад в развитие торговых и культурных отношений в Лазаревском был сформирован благодаря созданию здесь греческих поселений, активное участие в развитие рекреации приняли Адыги, беженцы из Турции и Сирии способствовали ускорению строительства и приняли участие в формировании рынка. - заселение и строительство курорта
Активное строительство Лазаревского, в котором принимает участие весь многонациональный Советский Народ, начинается в 70-е годы первый его этап заканчивается перестройкой, нанесшей серьезный ущерб развитию курортнорекриационного хозяйства района: по планам последних двух пятилеток к 2000-му году общий объем построек в районе должен был вырасти как минимум в два три раза. Доказательством тому служит огромная недостроенная котельная, красно-белая труба которой возвышается над городом...
После 90-го года строительство замерзает и начинается передел собственности, хозяйство в это время приходит в упадок.
Эта ситуация на рубеже второго и третьего тысячелетия плавно меняется в лучшую сторону: огромный потенциал курорта привлекает людей и инвестиции. С начала 2000 года и по сей день Лазаревское активно развивается и эта тенденция только набирает обороты...
В годы ВОВ
Главной целью летней компании 1942 года для Вермахта являлся захват Кавказа...
Авиация Черноморского флота выполнила в октябре 1942 года 1946 самолето-вылетов, из них 104 — для нанесения бомбо-штурмовых ударов по сухопутным войскам противника. В отличие от 5-й воздушной армии, концентрирующей свои усилия на туапсинском направлении, морские авиаторы действовали больше в интересах 46 и 47-й армий, сражавшихся в районе центральных перевалов через Главный Кавказский хребет и под Новороссийском.
К концу октября обстановка под Туапсе несколько стабилизировалась. Попытка немецких войск прорваться здесь к Черному морю была сорвана. Немалый вклад в срыв планов германского командования внесли и советские лётчики. Однако эти успехи были оплачены дорогой ценой, так как в отличие от советских, летчики люфтваффе имели гораздо больший опыт ведения воздушных сражений и основательную подготовку. В ожесточенных боях 5-я воздушная армия потеряла 79 самолетов и 46 человек летного состава, авиация Черноморского флота — 28 самолетов.
Общие потери немецко-фашистских войск в битве за Кавказ составили до 580 тыс. солдат и офицеров. Войска Красной Армии потеряли около 800 тыс. человек.
И все же цель Советского командования была достигнута. Люфтваффе, не удалось подавить русскую авиацию и расчистить своим войскам путь к морю.
В Лазаревском, где в годы войны располагался стратегический аэродром, именем Наших летчиков названы две главные улицы города: Павлова и Калараша, Которые вместе с другими отважными авиаторами участвовали в воздушных боях за Кавказ и путь к Черному Морю, в сражениях остановив планы Вермахта. Схватка за Лазаревское небо показала удивительную силу духа русских, имевших меньший уровень подготовки и более слабую технику меньшим числом выявили в отважных боях с авиаторами Люфтваффе бессмысленность дальнейшего развития ситуации. Отвага и обретённое в боях за оборону Кавказа мастерство стали стимулом для пересмотра политики серьёзных людей Германии в отношении СССР и дальнейших планов по захвату мирового господства. В определённом смысле события лазаревского неба переломный момент всей Кавказской компании, а возможно и всей Второй Мировой Войны, - недаром Кавказ (ковчег) еще называют КОЛЫБЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
9 мая 2010 года по улице Калараша на против пожарной станции в Лазаревском открылся памятник выполненный из устремленного в небо военного самолета.
Современная Лазаревская представляет собой довольно застроенную пойму, сегодня в экономике курортнорекреационного дела и туризма появилось понимание того что агрессивное строительство евляется не только разрушающим для живой природы но и бесперспективным с точки зрения экономической эффективности.
За период перестройки на скорую руку в погоне за прибылью было зделано очень много необдумано реских архитектурных движений, которые сегодня приходится разгребать в поисках конструктивного движения в сторону улучшения климата и облика курорта, способного составлять достойную конкуренцию на уровне лидирующих предложений отдыха в Мире.